Неопытных водителей, которые не имеют представление о переключении скоростей в механической коробке передач, порой интересуют необычные вопросы. Например, почему в КПП не могут быть включены две передачи одновременно? Для автомехаников такая тема может показаться несерьезной. Но водителям механики нужно точно знать основные принципы работы коробки передач, чтобы иметь представление о том, с какими трудностями можно столкнуться во время движения автомобиля.
Особенности работы механической коробки передач
Сложностей в использовании МКПП не будет, если известны принципы ее работы. Она активируется за счет рычага, которым управляет водитель машины. Когда рычаг сдвинут с нулевой позиции, происходит движение штоков, а затем — муфт. Это приводит к блокировке ряда шестерен первичного вала. В нейтральной позиции они открыты, что мешает движению машины. Благодаря блокировке шестерни происходит вращение вторичного вала.
Шестерни в машине имеют разный диаметр. Поэтому при их взаимодействии с другими элементами происходит изменение передаточного числа. Благодаря этому колеса начинают вращение, впоследствии сила вращения увеличивается.
В зависимости от усилий, которые воздействуют на колеса, происходит либо их ускорение, либо медленное вращение. Взаимосвязь между элементами обратная: при большем усилии шестерен колеса вращаются медленнее, и так далее. На основании этой особенности первая передача получила свое неофициальное название «тяговая» — благодаря ей обеспечивается тяга для машины. Этого достаточно для того, чтобы запустить движение автомобиля, но при этом добиться большого ускорения не получится.
Почему в механической коробке передач нельзя включить сразу 2 передачи одновременно?
Когда принципы работы МКПП понятны, становится ясно, почему одновременно две передачи в автомобильной коробке не могут быть активированы. Основная причина — рычаг, за счет которого производится управление механикой, должен находиться только в одном положении. Иного варианта нет.
Но первые модели автомобилей, в которых трансмиссия только была установлена, проблема нахождения КПП сразу в двух скоростях была актуальной. Все из-за отсутствия блокировщика, который мешал коробке передач переключать трансмиссии в автоматическом режиме. Впоследствии создателям транспортных средств за счет установки шарика, перемещающегося между штоками, удалось забыть о неисправности. Круглый блокиратор мешал работе одной камеры, если в этот момент другая находилась в активном положении — то есть, в режиме включенной скорости.
Если говорить проще — у КПП ограничено движение направляющей. Она может перемещаться только вперед или назад. Позиции направляющей приходятся на рельсы рычага. Когда одна из позиций трансмиссии успешно занята, одновременно с ней занять рычагу другую попросту невозможно. Эта функция блокируется с помощью ранее названного шарика, а машина — переключается на ту скорость, которая была выбрана водителем и следует за предыдущей.
Можно ли случайно перескочить при смене скоростей?
Расположение рельс, по которым движется рычаг коробки передач, предусматривает смену скоростей не только по порядку, но еще и с переключением через одну скорость. Многие водители, которые хотят быстрее разогнаться без необходимости дергать рычаг, зачастую так и делают.
Однако перескакивание скоростей в итоге может привести к тому, что на слишком большой скорости двигатель попросту будет глохнуть. Вдобавок такая работа рычагом нагружает КПП, а это может спровоцировать преждевременный износ трансмиссии.м