Неравномерность разгона или движения с постоянной скоростью принято называть рывками. Фактически это быстрые изменения значения ускорения, интенсивный рост скорости чередуется с провалами. Если говорят, что автомобиль дергается при движении, значит эти перепады резкие и отличаются большой амплитудой. Такое уточнение помогает при диагностике явления, разделяя рывки и относительно плавное снижение динамики.
Система зажигания
Наиболее частая причина дергания во время разгона – пропуски воспламенения в цилиндрах. Происходит это по вине плохого состояния вторичной цепи зажигания. Например:
- свечи при работе не набирают температуру самоочистки, забрасываются отложениями, заряд стекает по изолятору;
- из-за износа увеличен зазор между электродами, пробой происходит где угодно, только не в нужном месте;
- по причине плохого состояния свечей пробивается изоляция катушек зажигания, их придется заменить;
- постарели или оборваны высоковольтные провода.
Может пострадать и низковольтная часть, что случается несколько реже. Там деградируют контакты разъемов, силовая электроника драйверов, в блоки проникает влага, вызывая коррозию и утечки. Энергия искрового разряда падает и хаотично пропадает.
Подача топлива
Стабильное изменение состава смеси вызывает падение мощности мотора. Но иногда это происходит случайным образом, бензин поступает нерегулярно, обычно виной грязь и окислы в форсунках, плохие контакты в электронной части. Наконец состав может быть настолько плох, что поджечь его не всегда получается, возникают рывки и подхваты.
Изменяться режим питания может и из-за подсоса неучтенного воздуха в задроссельное пространство. Происходит это нерегулярно, вызывая все те же рывки. Мотор работает крайне нестабильно.
В бензине или солярке может находиться грязь или вода. Периодически попадая в узкие места топливной системы, они перекрывают их, потом работа восстанавливается до очередной порции. Да и само топливо может оказаться контрафактным, с нарушениями по составу фракций или неподходящим по сезону.
Создавать проблемы со снабжением цилиндров топливом может и сам электронный мозг мотора. Достаточно получить неверные сигналы от многочисленных датчиков. Особенно подверженных нагрузкам и износу, это касается датчика дросселя или воздушного расходомера. Даже если программа блока не содержит ошибок, которые иногда проявляются на некоторых машинах из первых партий новой модели.
Датчик коленвала – главный источник общей синхронизации двигателя. Он надежен, чего нельзя сказать о его проводке. Там случаются нарушения в контактах, что вызывает системные сбои питания и зажигания.
Проблемы с трансмиссией
Во всей цепочке передачи крутящего момента от мотора к колесам имеются характерно слабые места по отношению к рывкам. Это автоматические коробки передач, сцепления на машинах с МКПП, шарниры приводов и карданного вала.
АКПП чувствительна к состоянию масла. Если его долго не менять – будут проблемы с гидроблоком соленоидов управления, насосом и фрикционами передач. Коробка совершает всем известные «пинки». Хорошо если проблема не запущена и уйдет с заменой масла. Иначе предстоит дорогостоящий ремонт.
Шарниры приводов и крестовины карданов не терпят грязи и воды. Если повреждены уплотнения, они разрушаются и начинают подклинивать, вызывая рывки и удары в трансмиссии. Потом полностью обездвиживают автомобиль. При обнаружении негерметичных чехлов придется заменять защищаемые ими шарниры.
В сцеплении ломается демпфер, постепенно добивающий всю муфту. А при естественном износе появляются пробуксовки дисков, вибрации и рывки. Комплект подлежит замене в сборе, поэлементно – это просто потеря времени и денег.
Ходовая часть
В передаче крутящего момента подвески практически не участвуют. Но при их критическом износе лишнюю свободу получают ступичные узлы и колеса. Продольные их перемещения и вызывают подергивания на ускорении. Обычно это сопровождается стуками, нарушением управляемости и быстрым расходом резины. Ходовая нуждается в полной диагностике и переборке с заменой деталей.
Что делать
Рывки легко спутать с низкочастотными вибрациями. Особенно когда они входят в резонанс. Это проявляется на машинах с цельной балкой заднего моста, а также если в карданной передаче присутствуют полуразрушенные эластичные муфты и подвесные подшипники. Похожий эффект выдают и крепления силового агрегата к кузову. Неисправность определяется при визуальном контроле резиновых элементов. Недопустимы разрывы, трещины, деформации и подтекания из гидравлических опор.
Рывки на разгоне очень вредны для автомобиля. Они создают ударную нагрузку на элементы трансмиссии и подвесок, детали могут выйти из строя из-за получения пиковой силы, на которую они не рассчитаны. Массивный автомобиль во время рывка проявляет свою инертность, прикладывая её ко многим небольшим по размеру частям. Они разрушатся, не успев отработать свой ресурс. Необходимо прекратить поездку и двигаться к месту ремонта, как можно деликатнее обращаясь с педалью акселератора.