Коробка передач мощных автомобилей, например КАМАЗов, зачастую оснащается дополнительными усилителями тяги. Одним из них является делитель. Он оправдывает свое название тем, что позволяет «раздробить» количество передач в автомобиле. За счет этого машина приобретает дополнительные преимущества при движении: появляется 2 вида передач, управляемых с помощью рычага. Иногда используется тумблер.
Основы работы делителя коробки передач
Задача делителя в трансмиссии состоит в том, чтобы слегка изменить передаточное число во время заднего хода транспортного средства. Работа делителя осуществляется совместно с применением демультипликатора. Но функции они выполняют разные.
Демультипликатор нужен для того, чтобы переключать трансмиссию при смене скоростей, которые доступны в двух режимах. Это верхний и нижний.
Для этого требуется нажать особую кнопку на панели управления коробкой передач. В механической версии используется рычаг, который нужно после прикосновения к коробке передач повернуть сначала в левую, а потом в правую сторону.
Нужен ли КПП делитель?
Наличие делителя в машинах не всегда является обязательным условием функционирования коробки передач. Он обычно устанавливается в целях увеличения тяги автомобиля, и именно эта функция является основной причиной, по которой собственники машины используют устройство.
Принцип действия делителя в КПП — создать «еще одну» коробку передач на основании имеющейся трансмиссии, за счет чего автомобиль приобретет небывалую мощность.
Формат делителя — редуктор с двумя ступенями. Одна из ступеней отвечает за повышение скоростей. Если инструмент был прикреплен к коробке передач с 4 скоростями, после установки делителя трансмиссия будет иметь вдвое больше возможностей для смены режима при движении, потому что количество передач вырастет на 200%.
Особенности переключения передач при установленном на КПП делителе
Когда работу трансмиссии корректирует делитель, нужно уметь им пользоваться. Все потому, что способ переключения передачи (на удвоенные) с делителем немного отличается от того, как использовать коробку для смены режима стандартным способом.
Чтобы активировать делитель (на примере КАМАЗа) следует сначала выжать педаль сцепления до упора, а затем подождать не более 1 секунды, пока не произойдет открытие клапана делителя. После этого можно будет перевести работу мотора на выбранный режим трансмиссии. Когда скорость переключена, сцепление можно отпустить.
Особенностью безопасной смены передач в данном режиме является то, что для переключения скоростей требуется, чтобы в конечном итоге сцепление было выключено. Это также имеет значение, если осуществляется переход с нижнего на верхний режим, или обратный процесс.
Что такое МППД в КПП с делителем?
Если в машине установлен делитель скоростей, то система управления им (или механизм переключения) носит аббревиатуру МППД.
Схема для установки делителя на КПП автомобиля довольно простая. Она заключается в наличии всего одной вилки.
Ее нужно остановить на собственный вал, выход которого располагается за корпусом коробки. Он связан с рычагом коробки передач. Чтобы вилка при этом оказывала воздействие на муфту, применяется сухарь делителя. Монтаж его производится в каретной части синхронизирующего устройства.
Принцип работы МППД основан на применении пневматики. Чтобы сменить скорость, используется сжатый воздух. Он образуется при улучшенной работе пневмосистемы транспортного средства.